Страница обновлена 12.01.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 "Золотой Петушок" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 12.01.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 "Золотой Петушок" Ярославского муниципального района

Уровень образования: дошкольное

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения: от 1 года до прекращения образовательных отношений

Срок действия лицензии: бессрочно

Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации / Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов: 3

Численность обучающихся по договорам об образовании, заключенных при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица: 96

Язык образования: русский

Количество групп, общеразвивающей направленности: 2

                                    комбинированной направленности: 4 (комбинированные группы посещают 18 воспитанников с ОВЗ)

Общее число воспитанников: 99

Группа/количество детей в ней

Ладушки

1-2 года

Мишутка

2-3 года

Зайчата

3-4 года

Колокольчик

4-5 лет

Утёнок 

5-6 лет

Оленёнок

6-7 лет

  15 15 14 14 17 24

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии для детей не используются. ИКТ пользуются воспитатели и специалисты для осуществления образовательного процесса.

Программа развития

Приказ №69/1/ОД от 30.08.2023 г. "О внесении изменений в Программу развития МДОУ №36 "Золотой петушок" ЯМР на период 2020-2024 гг."

Приложение к Программе развития

Краткое описание образовательной программы детского сада

Образовательная программа ДОУ охватывает 3 возрастных периода физического и психического развития детей: младший дошкольный возраст – от 1 года до 4 лет (вторая ранняя, первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраста – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы).

Образовательная программа ДОУ обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Стандартом:

• поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников и детей;

• уважение личности ребенка;

• реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду условно подразделен на:

• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, элементарный бытовой труд, двигательной, изобразительной, познавательно-исследовательской, музыкальной, восприятие художественной литературы и конструирование);

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы ДОУ:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Образовательная программа

Приказ о рабочей группе по приведению ОП в соответствии с ФОП

План-график по переходу к осуществлению образовательной деятельности с непосредственным полным применением ФОП ДО 

Приказ №12/1 от 20.02.2023г. "О переходе на непосредственное полное применение федеральной образовательной программы дошкольного образования"

Дополнительное образование.

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушниями речи

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития

Положение об организации инклюзивного образования в МДОУ №36 "Золотой петушок" ЯМР

Заявление родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной образовательной программе дошкольного образования

Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Библиотека: библиотеки в учреждпении нет, но воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится с применением современной методической и детской литературы, которая находится в методическом кабинете учреждения, групповых, кабинетах специалистов и доступна для пользования всеми участниками образовательных отношений. В каждом групповом помещении оборудованы книжные уголки. Книжные издания находятся по высоте – на расстоянии вытянутой руки ребенка, что дает возможность без труда взять в руки необходимую книгу детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Образовательная программа МДОУ №36

Образовательная программа ДОУ разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования.

Ведущая цель программы — разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственых ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. 

В соответствии с целью, деятельность ДОУ направлена на решение следующих задач:

  1. Обеспечение единых для Российской Федерации содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
  1. Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллектизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственностьпоколений, единство народов России;
  1. Создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
  1. Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
  1. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  1. Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  1. Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
  2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
  3. Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогами различных форм детской активности и инициативы.

            Дошкольное образовательное учреждение осуществляет деятельность по следующим основным направлениям развития детей:

  • Физическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Социально – коммуникативное  развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое.
  • Адаптированная образовательная программа для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья МДОУ № 36 "Золотой петушок" ЯМР (далее – Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программы в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 21.12.2012 г. с учётом изменений, внесенных Федеральными законами от 7 июня 2013 г. №120-ФЗ, от 2 июля 2013 г. №170-ФЗ, от 23 июля 2013 г. №203-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 г.;
  2. Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательныхорганизациях" Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва;
  3. Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г.;
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразоватьным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014);
  5. Устав Учреждения от 22.07.2020 г. №172;
  6. Локальные акты:
  • Положение о Педагогическом совете;
  • Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме;
  • Положение о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Программа направлена на создание условий развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, открывающих возможности для социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Программа направлена на обеспечение развития детей с ОВЗ в возрастеот 3 до 7 лет с учетом их специфифеских и индивидуальных особенностей.Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развитияличности ребенка (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие). Программа направлена на обеспечение достижения обучающимися (воспитанниками) целевых ориентиров.

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. В них представленно описание целей, задач, подходов и принципов образовательнойдетельности с детьми с ОВЗ, резульатов освоения образовательной программы дошкольного образования: описание образовательной деятельности по направлениям (образовательным областям); характеристика развития детей с ОВЗ дошкольного возраста (от 3 до 7 лет); требования к развивающей предметно-пространственной среде с учетом специфики дефекта; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В программе показано с помощью каких методов, приемов, педагогических технологий, методических пособий, через создание какой предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется содержание, заложенное во ФГОС дошкольного образования.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на созданиев учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности этих детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхность мышления, несформировананность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деяельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка адаптированной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей с ОВЗ, посещающих группы общеразвивающей направленности учреждения, является актуальной.

Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом и психическом развитиии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Парциальные программы, реализуемые в МДОУ № 36 "Золотой петушок" ЯМР

  • Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

«Формирование культуры безопасности у детейот 3 до 8 лет» Парциальная – Л.Тимофеева

Цель программы

формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действоватьв повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т.д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.

Задачи реализации программы:

  • обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенции, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях, развитие способности выбирать себе род занятий с учётом соблюдения норм безопасного поведения;
  • формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях,семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
  • развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих, соответствия требованиям со стороны взрослых, первичным ценностными представлениям, элементарным общепринятым нормам;
  • развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновения потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
  • развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации;
  • формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения);
  • формиирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;
  • формирование начала психологической готовности к осуществления безопасной жизнедеятельности; 
  • формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.
  • Программа «Юный Эколог»(С. Н. Николаева)

        Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух – шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. 

         Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит в организации работы по двум направлениям – двум взаимосвязанным частям программы: формирование начал экологической культуры у детей и развитие экологической культуры взрослых.

   Программа «Юный эколог» включает в себя:

  •  концептуальный научно-обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
  • экологически обоснованный подход к построению, содержанию и методов обучения, отбор формы работы, как детском саду, так и в семье;
  • подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми);
  • технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

         Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой методов ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме того, программа строилась с учетом результатов исследования ученых в области детской психологии и педагогики. Важнейшими стали следующие положения:

  • старшие дошкольники усваивать систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь растений и животных со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов);
  • морфофункциональные свойства растений и животных как признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники понимают при демонстрации этих признаков на обитателях уголка природы;
  • при соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинают понимать специфику живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта);
  • старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта; 
  • средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных).

       Вся программа состоит из пяти разделов. Первый и второй разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий прослеживает их роль в процессе роста растений и животных. В четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый показывает разные формы взаимодействия с природой.

  • «Ладушки» Каплунова И.М., Новоскольцева И.А.

 Программа "Ладушки" подразумевает всестороннее музыкатьное воспитание и образование без углубления в какой либо раздел.

Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача – главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.

Задачи программы "Ладушки"

  1. Подготовить детей к восприятию музыкатьных образов и представлений.
  2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитиеиндивидуальных музыкальных способностей).
  3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
  4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
  5. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
  6. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Программа "Ладушки" предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:

  1. иллюстрации и репродукции,
  2. малые скульптурые формы,
  3. дидактический материал,
  4. игровые атрибуты,
  5. музыкальные инструменты,
  6. аудио- и видеоматериалы,
  7. "живые" игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в тои или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

  • «Остров здоровья» Александрова Е.Ю.

Цель программы.

Программа «Остров здоровья» направлена на обеспечение укрепления здоровья ослабленных, применение эффективных методов закаливания в условиях детского сада и семьи, разработку психогигиенических требований в условиях детского сада.

Ожидаемые результаты.

  1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем.
  2. Обоснование и внедрение в деятельность детского сада системы неспецифической профилактики респираторных заболеваний.

Основные принципы программы.

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
  3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  4. Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
  5. Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
  6. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
  7. Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.             

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения. 

  • «Я, ты, мы» Коррекционная, социально-эмоциональное развитие детей 5-6 лет – О. Князева, Р. Стеркина

Программа состоит из трех основных разделов: "Уверенность в себе", "Чувства,желания, взгляды", "Социальные навыки". В ней содержатся также два раздела, включающие методические рекомендации по организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении и по работе с родителями.Цели программы определются требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тендециями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.

Первый раздел программы – "Уверенность в себе" – напрален на то, чтобы помочь ребенку осознать сои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек. Для того чтобы достичь успеха, уметь общаться с разными людьми, ребенок должен знать, что он может и что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, чего не смог сделать сегодня. Педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи, помогая ему поверить в свои силы. 

Второй раздел программы – "Чувства, желания, взгляды" – призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.

Ребенок знакомится с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учится пользоваться им как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других людей.

Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что они и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.

третий раздел – "Социальные навыки" – предпологает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми: формированию коммуникативных навыков; умению устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. 

Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

Педагоги помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.

  • Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) "Цветик-семицветик" Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова

Цель:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:    

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.              

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»

    Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

     Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

     В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

     Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

     Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

  • "Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи" - Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Лагутина А.В. 

В сборнике представлены программы, направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития; общего недоразвития речи; нарушения речевого развития, осложнённого двуязычием.

К каждой программе даны пояснительная записка, включающая характеристику особых образовательных потребностей детей,обоснование рекомендуемых методов коррекционного обучения,групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и приложение.

В программах, публикуемых в настоящем сборнике,раскрыты более широкие, вариативные возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста, что, в свою очередь, будет способствовать его успешной социализации. В каждой части программ представлены промежуточные и итоговые показатели продвижения в речевом развити детей. В содержании программного материла учитывается преемственность с программно-методическими разработками в плане реализации основных, проверенных многолетней практикой, технологий коррекционно-логопедического воздействия на нарушенные звенья речевой системы детей дошкольного возраста с отклонениями речевого развития.

  • "Зеленый огонек здоровья" - Картушина М.Ю.

Предлагаемая программа имеет некоторые особенности:

  1. Занятия не являются строго регламентированными по времени. При проведении занятия рекомендуется учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. В идеале занятие расчитано на 30минут, но при необходимости его можно сократить за счет двигательных упражнений.
  2. Программа вариативна. Так, в музыкальный репертуар можно включать знакомые песни, комплекс общеразвивающих упражнений можно заменить комплексом аэробики под ритмичную музыку и т.п.
  3. В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями, психогимнастическими этюдами ребенок поет, танцует, импровизирует. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.
  4. Акцент в оздоровительной работе делается на повышение резистетности организма и профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения.
  5. Важнейшая роль отведена музыке, которая является итегральной основой всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
  6. Рекомендуется естественное включение, "вхождение" данной программы в целостный педагогический процесс. 
  7. Используются малые формы народного фольклора (потешки, приговорки, заклички, прибаутки) для оздоровительных пауз,что способствует воспитанию детей в национальных традициях. 

Яндекс.Метрика